Промышленная экология

НА РЕЗИНОВОМ ХОДУ

     История автомобильных покрышек уходит в далекий 1843 год, когда шотландец Роберт Уильям Томсон запатентовал изобретение первой резиновой шины. В конце 1880-х годов шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп запатентовал пневматическую шину, а в 1889 году основал одну из крупнейших в мире фирм по изготовлению автомобильных шин «Данлоп».
Автор: И. Девяткова
Автор фото: И. Девяткова
НА РЕЗИНОВОМ ХОДУ
0
     Вопрос производства резиновой «обуви» для автомобилей и велосипедов был решен, а что делать с изношенными изделиями, изобретатели не предусмотрели. И сегодня на каждом шагу мы встречаем брошеные покрышки. Правда, рачительные хозяйки приспособили некоторое их количество под клумбы и ограждения для детских площадок, но основная часть накопленной за 200 лет резиновой массы отравляет окружающую среду, разлагаясь в лесах, водоемах, почвах и на обочинах дорог.

     ИЗНОШЕННЫЕ ШИНЫ – НЕПРОСТОЙ ХЛАМ
     По данным российского аналитического агентства «Автостат» на 01.01.2013 года в парке легковых автомобилей России насчитывалось 36,9 млн единиц, из которых 49,9 % старше 10 лет, 11,2 % - от 7 до 10 лет, 21,9 % - от 4 до 7 лет и всего 17, 0 % - до 3 лет.
     Срок службы одной автомобильной покрышки от 3 до 6 лет, таким образом, имеющиеся в России автомобили поменяли свои шины в среднем два раза. Значит, за последние 10 лет 73,8 млн «лысых» покрышек были сняты с автомобилей.
     Хорошо, если треть из них подверглась вторичной переработке, складированию или захоронению на полигонах (срок разложения автопокрышки - 150-500 лет). При этом, согласно заключению доктора химических наук, президента Союза «За химическую безопасность» Л.А. Федорова, в местах складирования шин происходит загрязнение подземных вод из-за вымывания из них ряда токсических соединений (см. табл.).
     Страшны так же пожары на складах отработанных шин: не являясь легковоспламенямым изделием, они хорошо поддерживают горение. «Шинный» огонь сложно потушить: горит долго с высокой температурой пламени и большим объемом высокотоксичного дыма.
     Вещества, образующиеся при горении шин: пирен (I кл. опасности), фенантрен (II кл. опасности), антрацен, флуорантен. В зависимости от условий сгорания может образовываться также ряд других органических канцерогенных соединений: нафталин, 2-метилнафталин, бифенил, аценафтилен, флуорен, аценафтенн, бензантрацен, хризен, бензaпирен, дибензоантрацен (www.ec-t-o.ru).
     В подземные воды со свалок покрышек попадают: 1-(3-метилфенил)-этанон, азулен, бензотиазол, 2-метилбензотиазол, N-(2,2-диметилпропил)-N-метилбензамин, бутилированного гидрокситолуол, диэтилфталат, 2-(метилтио)-бензотиазол, дифениламин, дибутилфталат, фенантрен. Кроме того в шинах содержаться разные пластификаторы, мягчители и другие вещества (зависит от страны-производителя), влияние которых на окружающую среду полностью не изучено.
       К перечисленному нужно добавить, что на свалках шин размножаются переносчики разного рода инфекций - грызуны и кровососущие насекомые.

      НАУКА ПОМОЖЕТ
      …внедрить технологии по переработке и дальнейшему использованию извлеченных компонентов.
     Изначально шины изготавливались из натурального каучука, который с развитием технологий был почти полностью заменен на синтетический. Так же в состав входят текстильный, углепластиковый и стальной корд, нейлон.
     При переработке автомобильных шин можно извлекать:
• Резиновую крошку
• Нейлон
• Лом легированной стали
• Вторичный текстильный материал.
     Из полученного вторичного сырья изготавливают:
• Травмобезопасные покрытия для спортивных объектов и детских площадок
• Нескользкие тротуарные плитки для открытых лестничных маршей, дорожных подъемов и спусков
• Плитные демфирующие материалы для виброзащиты и электроизоляции рабочих на производствах/
     Полиамид, применяемый в автомобильных шинах в качестве арматуры, обладает высокими физическими свойствами и подлежит вторичному использованию при производстве жаропрочных изделий.
     Также продукты переработки изношенных автомобильных шин применяются
• в дорожном строительстве для изготовления дорожного покрытия повышенной долговечности и с усовершенствованными сцепляющими свойствами;
• при производстве некоторых строительных материалов;
• в животноводстве и садоводстве.
     Вторичный текстильный материал используется в качестве сорбента для сбора нефти и нефтесодержащих продуктов с поверхности воды, почвы и т.д.

     БИЗНЕС ГОТОВ
     Пермский край один из самых «автомобилизированных» в России: в конце 2012 года парк автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в ГИБДД по Пермскому краю, составил 873 899 единиц (gibdd.perm.ru). Соответственно, количество автошин, которые рано или поздно потребуют замены, более трех миллионов.
     Для того, чтобы пермские автовладельцы знали, как поступить с отработанными покрышками, в Перми в 2013 и 2014 годах проводилась общегородская акция «Не тяни резину!», организованная Управлением по экологии и природопользованию и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми при поддержке Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края и Управления по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
     Акция направлена на формирование у жителей и руководителей предприятий города Перми культуры обращения с отработанными автомобильными покрышками: не каждый автомобилист знает, какую опасность для окружающей среды несут химические вещества, входящие в состав шин, и какой экологический и экономический эффект могут принести сданные на вторичную переработку отработанные изделия.
     В период проведения акции на заводе по промышленной переработке резино-технических изделий ООО «Маяк-Гарант» по адресу г. Пермь, ул. Промышленная, 123 от юридических и физических лиц бесплатно принимали использованные шины в любом количестве.
     Из переработанной резины производится травмобезопасное покрытие «SetFor». Его применяют на открытых и закрытых стадионах, на детских площадках, в животноводческих хозяйствах (беговые дорожки для лошадей, внутренние дорожки для обслуживания животноводческих комплексов), на производствах, где требуется вибро- и звукоизоляция (демпферные плиты укладываются вокруг станков).
     Также существует технология производства тротуарной резиновой плитки «SetFor»: пористая, хорошо пропускающая воду, зимой на ней не образуется льда, а при механической очистке она не дробится, не крошится. Срок ее службы – более 50 лет.




Комментарии

Материалы по теме:
Об ответственности при обращении с опасными отходами (ртутьсодержащими лампами и батарейками)
В одном из городов Пермского края жители создали общественное объединение «Чайковский. Зелёная эволюция».
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Dorus.ru