Надзор и контроль

Об ответственности при обращении с опасными отходами

Об ответственности при обращении с опасными отходами (ртутьсодержащими лампами и батарейками)
Автор: Л.А. Моисеевских, природоохранный прокурор старший советник юстиции
Об ответственности при обращении  с опасными отходами
0
     В соответствии с федеральным классификатором каталога отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности (чрезвычайно опасные отходы).
     Отработанные батарейки, аккумуляторы (элементы питания) также относятся к чрезвычайно опасным отходам и могут причинить вред здоровью граждан и окружающей среде, так как они содержат ртуть, свинец, кадмий, никель, цинк, олово, магний.
     Информация о местах сбора батареек в г. Перми указана на сайте администрации во вкладке «обращения с отходами».
     Порядок обращения с энергосберегающими (ртутьсодержащими, люминесцентными) лампами установлен Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее – Правила обращения с отходами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681.
     В соответствии с п. 8(1) Правил обращения с отходами, у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах.
     Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (п. 8(2) Правил обращения с отходами).
     В остальных случаях организация сбора и определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также информирование осуществляют органы местного самоуправления.
Кроме того, обязанность управляющих (обслуживающих) компаний по организации мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, предусмотрена постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (подп. д(1) п. 11), а также Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (п. 26).
     Более того, на основании постановления администрации г. Перми от 18.03.2014 № 177 управляющие компании взимают с населения стоимость услуги на организацию мест накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, и их передачу в специализированные организации, в случае непринятия тарифа на содержание, предложенного управляющими компаниями.
     Региональный государственный жилищный надзор в Пермском крае на основании Административного регламента, утвержденного приказом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 01.11.2013 № СЭД-45-01-22-160, осуществляет Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края.
     В указанный надзор входит проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства РФ.
     Таким образом, в случае неисполнения управляющей (обслуживающей) компанией требований законодательства, граждане вправе обратиться с соответствующим заявлением в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края, либо в органы прокуратуры.
     Статьей 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тысяч руб.; на должностных лиц - от 10 до 30 тысяч руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 до 50 тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 до 250 тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
     В период 2014-2015 гг. природоохранной прокуратурой проведен ряд проверок исполнения названного законодательства.
Установлено, что в г. Перми, а также ни в одной из 4 территорий Краснокамского района, в 11 из 17 территорий Пермского района органы местного самоуправления не обеспечили исполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп. Кроме того, ряд управляющих компаний, на обслуживании которых находится более 1500 многоквартирных домов, также проигнорировали требования законодательства (не определены места первичного сбора ртутьсодержащих отходов, не назначены ответственные за организацию сбора лица, не разработаны инструкции о порядке сбора, накопления, транспортирования ламп, информирование населения не обеспечено).
     По итогам проверки главам администраций поселений и руководителям управляющих компаний внесено 30 представлений об устранении нарушений законодательства об отходах, опротестовано 4 незаконных нормативных правовых акта, направлено 5 информаций на проекты нормативных правовых актов несоответствующих федеральному законодательству.
     По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 51 лицо.
     Управляющие компании и их должностные лица оштрафованы на общую сумму 640 тысяч рублей.


Комментарии

Материалы по теме:
В одном из городов Пермского края жители создали общественное объединение «Чайковский. Зелёная эволюция».
     Человек, убежденный в том, что заботиться о животных и оберегать природу – это правильно, естественным образом пер ...
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Dorus.ru